Главная / Меню слева / Предложения Ассоциации

Предложения Ассоциации по развитию рынка

Загрузить статью В.Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, д-р техн. наук, заведующий отделом автомобильных и авиационных бензинов ОАО «ВНИИ НП», г. Москва, М.А. ЕРШОВА, заведующий лабораторией по разработке перспективных и специальных бензинов ОАО «ВНИИ НП», г. Москва

Предложения Технологической Платформы "БиоТех-2030" - загрузить

Предложения по внесению изменений в законодательство и нормативно-правовые акты, стимулирующие использование биотоплива

загрузить PDF


Целью предлагаемых предложений является значительное увеличение экологичности моторных топлив, роста глубокой переработки продуктов сельского хозяйства за счет использования продуктов, полученных с помощью современных биотехнологий, в качестве добавок к моторным топливам.
Такими продуктами являются спирты (этанол, бутанол). На мировом рынке производство топливного биоэтанола является устоявшейся отраслью с обьемом производства в 2011 году более 70 млн тонн.
Пакет законов Совета Европы, принятый в 2009 году, включает в себя так называемые обязательные цели на 2020 год "20/20/20", одной из которых является досижение 20% доли возобновляемых источников энергии в общем энергетическом балансе ЕС. Возобновляемые топлива в транспортном секторе должны достичь 10%.
Президент Украины Виктор Янукович подписал 18 июля 2012 года закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов», в котором устанавливается с 2014 года обязательное содержание не менее 5% биокомпонентов в топливе, а с 2017 года - не менее 7%.
Популярность биоэтанола обьясняются его высокими экологическими свойствами:
• Биоэтанол способствует снижению парниковых газов, выбросов котельных и автомобильных выхлопов, токсических веществ и аэрозолей в атмосферу;
• Биоэтанол биоразлагаем и не загрязняет природные водные системы;
• Применение бензина с добавкой 10% биоэтанола уменьшает образующие смог выбросы на 25%;
• Биоэтанол снижает выброс оксида углерода (CO) на 30%;
• Биоэтанол снижает на 50% содержание твердых частиц в выхлопе. Эти выхлопы представляют угрозу для детей, пожилых людей и людей с заболеваниями дыхательной системы;
• Биоэтанол снижает токсичность выхлопа на 21%.
Среди источников загрязнения кураных горожов России на первом месте стоят выхлопные газы автотранспорта. По различным оценкам, на долю автотранспорта приходится более 90% в общем объеме загрязняющих веществ. Каждый год только от заболеваний, связанных с загрязнением воздуха только в Москве умирают 3 - 3,5 тысячи горожан. Заболевания москвичей в среднем выше, чем по другим районам страны: распространены болезни органов дыхания, астма, различные виды аллергии, сердечно-сосудистых заболеваний, болезни печени и желчного пузыря. Загрязнение атмосферного воздуха в Москве привело к постоянному росту аллергических и астматических заболеваний у детей и высокой смертности среди пожилых людей в периоды летнего смога.
В последнее время в России также появился значительный интерес к использованию биоэтанола в моторных топливах. Действующими стандартами допускается добавление в автомобильные бензины до 10% биоэтанола. Предполагаемое внедрение в России стандартов на моторное топливо, соответствующее требованиям Евро-4 и Евро-5 потребует обязательного использования в моторных топливах оксигенатов, наиболее подходящим из которых является биоэтанол. При этом в качестве топливного этанола должен использоваться денатурированный спирт, т.е. спирт, содержащий добавки, делающие невозможным его применение в пищевых целях.
Однако широкому применению биоэтанола в качестве добавок к моторному топливу препятствуют следующие обстоятельства:
1. В соответствии с действующим Федеральным законом бензин, содержащий спирт, является спиртосодержащей продукцией со всеми вытекающими последствиями, то есть дополнительным лицензированием его производства и оборота, дополнительным контролем со стороны налоговых органов, отвечающих за спирт и алкогольную продукцию и т. д.
2. Этиловый спирт, в том числе денатурированный, облагается акцизом по ставке 44 руб за литр (59 руб за литр с 1.01.2013), что делает его использование в моторных топливах заведомо экономически не целесообразным.
Предлагается внести в действующее законодательство поправки, которые могли бы решить указанные проблемы.
Во-первых, в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" следует ввести понятие топливного спирта (биоэтанола), как обезвоженного денатурированного спирта. При этом содержание денатурирующих добавок в нем (бензин, битрекс) можно задать повышенным по сравнению с обычным денатурированным спиртом, а содержание воды ограничить 1%.
Во-вторых, моторные топлива, содержащие не более 10% спирта, целесообразно освободить от регулирования, предусмотренного законом "О государственном регулировании ..." для спирта и алкогольной продукции. Все ведущие мировые производители автомобильной техники допускают такое содержание спирта в бензине. Очевидно, что моторное топливо, содержащее менее 10% спирта, не представляет опасности для алкогольного рынка, ни в качестве сырья для производства водки, ни в качестве суррогатных напитков.
Предлагаемые изменения также устанавливают процедуру налоговых вычетов по акцизам, которыми облагается денатурированный спирт. Процедура аналогична действующей процедуре налоговых вычетов для денатурированного спирта, используемого в качестве сырья для производства неспиртосодержащей продукции. Налоговые вычеты устанавливаются как для топливного спирта, непосредственно используемого в качестве добавок к моторному топливу, так для денатурированного спирта, используемого для производства топливного спирта. Это связано с тем, что для использования в топливе спирт должен быть дополнительно обезвожен (абсолютизирован), причем делать это целесообразно по возможности ближе к месту его потребления.
При этом остается возможность жесткого контроля за целевым использованием спирта, поскольку законопроектом предусмотрена выдача налоговыми органами соответствующих свидетельств, а зачет по акцизу производится только после представления организацией потребителем спирта всех документов, подтверждающих его целевое использование. Кроме того, Федеральным законом "О государственном регулировании..." предусмотрена система уведомлений о поставках и закупках денатурированного спирта, декларирования его получения и использования, а также контроль оборота спирта с помощью единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).
Предлагаемые поправки позволят создать в России индустрию топливного биоэтанола, оставляя государству возможность полного контроля за его оборотом.

Сводная таблица предлагаемых изменений в нормативно-правовые акты

Действующий нормативно-правовой акт (НПА) Пункт НПА, который нуждается в изменении Суть предлагаемых изменений  
     
Налоговый Кодекс РФ

 

Статья 193   Дополнить
«Топливный спирт (биоэтанол) - Налоговая ставка - 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, используемого в качестве добавки к моторному топливу» 
     
ФЗ «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции»
Статья 2  Дополнить параграфом
«Топливный спирт (биоэтанол) - обезвоженный денатурированный спирт, произведенный из возобновляемого сырья и с содержанием воды не более 1%, используемый в качестве добавки к автомобильному топливу».  
     
ФЗ «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции». 
Статья 10.1  Дополнить параграфом:
«Топливный биоэтанол должен быть денатурирован только добавление следующих веществ или их смесей по выбору производителя:
1. Керосин или бензин в концентрации не менее 1 процента обьема этилового спирта;
2. Денатониум бензоат (битрекс) в концентрации не менее 0,003 процента массы этилового спирта 
     
ФЗ «О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции». 
Статья 2   Дополнить
«Моторные топлива, содержащие не более 10% биоэтанола, не подлежат регулированию как спиртосодержащая продукция»
     
Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и топочному мазуту" (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118) (с изменениями от 25 сентября, 30 декабря 2008 г., 21 апреля 2010 г., 7 сентября 2011 г.)
Приложение N 1
Требования к характеристикам автомобильного бензина
(с изменениями от 7 сентября 2011 г.)
Дополнить строкой
Массовая доля кислорода,
не менее || Процентов || Класса 2 - 0% || класса 3 - 0% || класса 4 - 2% || Класса 5 - 2%
     
Технический регламент Таможенного Союза
"О требованиях к автомобильному и
авиационному бензину, дизельному
и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту"  
Приложение N 1
Требования к характеристикам автомобильного бензина
Дополнить строкой
Массовая доля кислорода,
не менее || Процентов || Класса 2 - 0% || класса 3 - 0% || класса 4 - 2% || Класса 5 - 2%
 
     
Целесообразность внесения изменений

1) Обеспечение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и энергоэффективности;
2) Сокращение выбросов вредных веществ, образующихся в атмосферном воздухе при сгорании жидкого моторного топлива;
3) Обеспечение охраны природных, лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
4) Стимулирование научно-технических разработок по созданию и производству биотоплив и транспортных средств, двигателей и иного оборудования для указанных транспортных средств;
5) Снижение транспортных расходов хозяйствующих субъектов и повышение уровня рентабельности услуг по перевозке пассажиров и грузов;
6) Рост доходов бюджета;
7) Сокращение бюджетных расходов.
Целесообразно все изменения обьединить в Федеральном Законе «О внесении изменений в некоторые законы России относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов».